« … уровень культуры эпохи, как и отдельного
человека, определяется отношением
к прошлому»
А.С. ПУШКИН
КРАЕВЕДЕНИЕ – одно из наиболее действенных средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно не только расширяет кругозор учеников, не только обогащает их знаниями, но и открывает огромные возможности для непосредственных наблюдений учащихся, для осмысления ими действительности.
В процессе краеведческой работы развиваются инициатива и самостоятельность школьников, складываются крепкие коллективы учащихся, связанные общими делами и интересами.
Краеведение способствует объединению поколений стариков и молодых, объединению людей разного уровня и степени образования, разных социальных слоев, оно воспитывает дружбу, чувство единой семьи. Оно позволяет воспитывать детей в духе трепетного отношения к культурному наследию нашей Родины, к трудовым и боевым подвигам нашего народа.
В результате практической деятельности учащиеся преобразовывают, обогащают окружающий мир, стремясь оставить своим потомкам историю своей школы, села, района, области, страны.
Краеведение – это всегда и краелюбие.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МУЗЕЯ «Память»:
I. ИСТОРИЯ ШКОЛЫ
1. Учителя – ветераны:
1) Посещение могил учителей и уход за ними.
2) Встречи с учителями – ветеранами.
3) Участие учителей – ветеранов в школьных мероприятиях.
4) Поздравления с праздником, днем рождения.
5) Сбор материалов об учителях, работавших в школе.
6) Оформление альбомов.
7) Учителя Неверкинского района – участники Великой Отечественной войны.
2. Они учились в нашей школе:
1) Поиск материалов о выпускниках школы.
2) Встречи выпускников разных лет.
3) Переписка с выпускниками школы.
4) Вечера встречи с выпускниками школы.
5) Оформление альбомов.
3. Изучение истории школы:
1) Знакомство с имеющимся в музее материалом.
2) Поиск нового об истории школы.
3) Школа сегодня.
4) Оформление, систематизация собранных материалов.
5) Знакомство учащихся с историей школы.
6) Конкурс сочинений «Вы – моя вторая мама».
7) Праздник рождения школьного музея.
II. КРАЙ НАШ НЕВЕРКИНСКИЙ.
1. Изучаем историю своей малой Родины.
1) Летопись предприятий и организаций Неверкинского района.
2) Сбор материалов о селе Неверкино, о селах района.
3) Исторические сведения в газетных статьях и заметках.
4) Памятные места земли Неверкинской.
5) Встречи с ветеранами труда, людьми «прекрасными своими делами».
6) Выставки творческих работ односельчан, учащихся, учителей.
7) Вечера поэзии Неверкинских поэтов.
8) Люби и знай природу своего края.
9) Выпуск газеты «Голос истории».
10) Народное творчество земли Неверкинской.
2. Неверкинцы и Великая Отечественная война. Защитники Отечества.
1) Они сражались за нас.
2) Неверкинцы – фронту.
3) Герои Советского Союза Неверкинского района.
4) Учителя – участники Великой Отечественной.
5) Конкурс сочинений на тему «Награды моей семьи», «Никто не забыт, ничто не забыто».
6) Встречи с участниками Великой Отечественной войны.
7) Заочное путешествие по местам боев наших земляков.
8) Фотоконкурс «Под мирным небом», посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
9) Экспозиция «Неверкинцы в годы Великой Отечественной войны».
3. Моя семья.
1) Беседы о семье, роде.
2) Исследование своей родословной.
3) Конкурс сочинений «Мой самый родной человек».
4) Выставка «Со страниц семейного альбома».
5) Акция «Из бабушкиного сундука – в школьный музей».
6) Знакомство со стариной далекой.
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
1. Учеба совета школьного музея.
1) Беседа о музеях страны, их значении, истории возникновения.
2) Музеи Пензенской области. Заочное путешествие.
3) Районный историко-краеведческий музей.
4) Музей Неверкинской средней школы.
5) Музейные экспонаты (предметы).
6) Как собирать музейные экспонаты?
7) Регистрация и хранение музейных предметов.
8) Акция «Подарок музею».
2. Ведение документации, оформительская работа.
1) Ведение журнала.
2) Учет музейных предметов.
3) Оформление альбомов, тетрадей.
4) Оформление витрин, стендов, бюллетеней, выставок, экспозиций.
5) Систематизация историко-краеведческого материала.